В XIV – XVI вв. сцена Т. в. получит широкое распространение в трапезных итальянских монастырей – преимущественно флорентийских (Таддео Гадди, Т. в., 1344 – 1366 гг., Санта-Кроче, Флоренция; Андреа дель Кастаньо, Т. в., 1447 г., Сант-Аполлония, Флоренция; Доменико Гирландайо, Т. в., 1480 г., б. Оньисанти, Флоренция; Леонардо да Винчи, Т. в., 1495 – 1499 гг., м. Санта-Мария-делле-Грацие, Милан; Андреа дель Сарто, Т. в., 1520 – 1525 гг., м. Св. Сальви, Флоренция). Посредством сопоставления ее с новозаветным или значимым монашеским сюжетом (нап., Крест-Древо жизни у Таддео Гадди; Распятие у Андреа дель Кастаньо) по-прежнему реализуется идея об Искуплении.
Однако размещение сюжета в данном сакральном пространстве вводит еще одну важную функцию – Т. в. становится своеобразным объектом для монашеских медитаций [6, p. 8]. Вкушая трапезу, монахи должны были размышлять, с одной стороны, о возможности единения с Христом посредством евхаристического таинства. С другой стороны, о Страстях Господа, поскольку именно за Т. в. последовали взятие Иисуса под стражу, суд над Ним и, наконец, Распятие. В итальянских композициях XIV – 2-й пол XV вв. (т.е., до Леонардо да Винчи) своим обособленным положением выделяется Иуда, который также становится объектом монашеской медитации, служа примером абсолютного грешника.
В XVI вв. Т. в. становится латерале – боковой панелью алтарной капеллы (Якопо Тинторетто, Т. в., ок. 1576 г., б. Санто-Стефано, Венеция; Якопо Тинторетто, Т. в., 1592 – 1594 гг., с. Сан-Джорджо Маджоре, Венеция). Она сопоставляется как с ветхозаветным сюжетом (нап., Сбор Манны небесной у Якопо Тинторетто, 1592 – 1596 гг.). Через подобные сопоставления продолжает транслироваться идея об искупительной жертве Христа. Акцент делается на установлении евхаристического таинства.
Ключевые элементы композиции и значимые персонажи.
1. Общее количество участников Общее количество участников обычно достигает тринадцать человек (сам Христос и двенадцать апостолов), однако в редких случаях их количество может сокращаться до четырех – девяти, что легко объясняется размерами самой сцены. Так, в пятичастном диптихе из сокровищницы Миланского собора (V в.) и Суассонском Евангелии (827 г., MS. lat. 8850, fol. 178r, Французская национальная библиотека, Париж) за столом восседают четыре человека. В Евангелии Августина Кентерберийского (VI в., fol. 125r, Кристи-Колледж, Кембридж) и Сакраментарии Дрого (850 г., MS. lat. 9428, fol. 44v, Французская национальная библиотека, Париж) количество участников – девять.
2. Ключевые элементы композиции Самым вариативным элементом композиции является стол. Выделяется несколько возможных вариантов стола: стол-сигма (VI – к. IX вв.), круглый/овальный (к. IX – XII вв.; 1-я пол. XIV в.) и прямоугольный столы (нач. XII – XVII вв.). Крайне редкими являются изображения квадратного или п-образного стола. Предметы, которые размещаются на нем, также варьируются.
3. Значимые персонажи Внутри самой сцены посредством атрибутов, особым положением за столом, жестом и устойчивой иконографии идентифицируются Иисус Христос, Иуда Искариот, ап. Иоанн (
см. ст. ап. Иоанн) и ап. Пётр (
см. ст. ап. Пётр).
Иконографические варианты ключевых элементов композиции и значимых персонажей
1. Варианты стола и положения участников за ним
1.1. Стол-сигма
Самым ранним вариантом изображения стола, известным с V в. (Пятичастный диптих; Сант-Аполлинаре-Нуово; Россанский кодекс), является стол-сигма, пришедший из катакомбных фресок (см., нап., катакомбы свв. Петра и Марцеллина, III – IV вв.). Участники обычно изображаются возлежащими полукругом. Причем Христос размещается у левого края стола, Иуда – у противоположного (Россанский кодекс), о положении апостолов Петра и Иоанна можно лишь догадываться – чаще всего Пётр показан рядом с Господом, по левую руку от Него (Сант-Аполлинаре-Нуово; Россанский кодекс).
Форма стола-сигмы просуществует в западноевропейском искусстве вплоть до 2-й пол. XI в. (б. Сант-Анджело-ин-Формис, 1080-е гг., фрески нефа)
1.2. Круглый / овальный стол Круглый / овальный стол является средневековой вариацией стола-сигма. Первые изображения такой формы стола начинают появляться уже к XI в. (Перикопа Генриха II, XI в., fol. 214v; Перикопа св. Эрентруды Зальцбургской, ок. 1140 г, fol. 31r.; Никола Верденский, Клостернойбургский алтарь, 1181 г.) и просуществуют вплоть до 1-й пол. XIV в. (Пьетро Лоренцетти, Нижняя церковь б. Сан-Франческо, ок. 1320-г г., росписи трансепта, Ассизи), развиваясь параллельно с изображениями прямоугольного стола.
С появлением данной формы несколько меняется и композиционная схема сцены Т. в. В изображениях XI в. еще сохраняется посадка, аналогичная посадке участников трапезы за столом-сигмой (Перикопа Генриха II, XI в.). Тем не менее, с XII в. Иисус начинает занимать центральное положение за столом – таким образом, что апостолы восседают от Него по правую и левую руки соответственно (Перикопа св. Эрентруды Зальцбургской, ок. 1140 г.; Пьетро Лоренцетти, Нижняя церковь б. Сан-Франческо, ок. 1320 г.). К этому же времени Иуда начинает изолироваться от общей композиции, изображаясь у противоположного края стола (Перикопа св. Эрентруды Зальцбургской). Апостолы Пётр и Иоанн по-прежнему не имеют фиксированного места рядом с Иисусом – вариативно могут изображаться и по правую, и по левую руку от Него. Композиционные изменения же, возможно, следует связывать с постановками благочестивого театра (ок. XII в.), в ходе которых во время воспроизведения Т. в. актеры рассаживались в линию у одного края стола.
1.3. Прямоугольный стол К XII в., вероятно, также под влиянием благочестивого театра круглый / овальный стол сменяется прямоугольным. Данная форма станет наиболее распространенной в западноевропейской иконографии сцен Т. в. и закрепится вплоть до XVII в., иногда впрочем заменяясь круглым столом (особ. XIV в.).
За прямоугольным столом Христос изображается в центре композиции. Иуда в большинстве случаев изолируется (б. св. Мартина, XII в., Ноан-Вик). За редким исключением он может интегрироваться в общую композицию в памятниках XII – XIV вв. (б. св. Мартина, плафон, XII в., Циллис), а также в итальянских фресках монастырских трапезных к. XV в. (Леонардо да Винчи, 1495 – 1499 гг.; Андреа дель Сарто, 1520 – 1525 гг.). Апостолы Пётр и Иоанн по-прежнему идентифицируются по характерной иконографии – фиксированного положения за столом они не имеют, однако обычно изображаются рядом с Христом.
1.4. Иные вариации формы стола